История
Этапы становления компании
2003
В 2003 г. вышло распоряжение Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова о реконструкции и дальнейшем благоустройстве Чебоксарского залива.
2001
В 2001 г. объем переработки грузов на ЧРП составлял в среднем 2,7 млн. тонн. Перевозили в основном стройматериалы: песок, гравий, щебень. Добывая песок, ЧРП вносит посильный вклад в строительство автомобильных дорог в Чувашии.
У чебоксарцев продолжали быть востребованы прогулочные рейсы. За сезон ЧРП пропускал до 700 тыс. пассажиров.
У чебоксарцев продолжали быть востребованы прогулочные рейсы. За сезон ЧРП пропускал до 700 тыс. пассажиров.
2001
В 2001 г. ЧРП владел 19 единицами приписного флота: буксирами, баржами, вспомогательными судами, 13 единиц пассажирского транспорта — Омы или в просторечии «трамвайчики».
2000
Чебоксарский речной порт в 2000-е гг.
Направления деятельности Речпорта:
- Добыча нерудных строительных материалов и обеспечение производственных и строительных организаций сырьем
- Организация грузовых и пассажирских перевозок.
В начале 2000-х гг. акватория ЧРП включала паромный причал на Западном косогоре, отстойно-ремонтный пункт близ залива, зону грузового причала и территорию по разгрузке щебня — на Восточном косогоре.
1990
В начале 1990-х гг. экономический кризис нанес урон ЧРП. В стране резко выросли цены на горюче-смазочные материалы. Многие организации, которые раньше были основными потребителями услуг ЧРП, разорились. С 1991 по 1993 г. потребность в строительных материалах в Чувашской Республики сократились в несколько раз. Если в 1991 г. ЧРП переработал 14 млн тонн грузов, то в 1993 г. — около 4 млн. Добыча песка сократилась до одного миллиона кубометров вместо бывших пяти. В 1993 г. ЧРП эксплуатировал всего 5 единиц скоростного флота. Было решено задействовать грузовой флот на транзитных перевозах, т.е. за пределами Чувашской Республики. ЧРП стал организовывать вывоз грузов в Саратов, Нижний Новгород и Ярославль, чего раньше не делалось. За счет доходов от подобной транзитной перевозки ЧРП смог выжить в те годы. Также вошло в практику сдача судов в аренду строительным организациям.
1989
В 1989 г. объем переработки грузов на ЧРП доходил до 15 млн тонн.
1980
В 1980-е гг. на речных линиях работали новые типы скоростных и комфортабельных судов: «Комета», «Метеор», «Ракета», «Заря», «Зарница». Границы скоростных линий были увеличены до 600 км.
1978
В 1978 г. грузовой район порта пополнился плавкраном грузоподъемностью 16 тонн и гидроперегружателем производительностью 1200 м3 /час.
ЧРП неоднократно награждался грамотами. По решению Волжского речного пароходства и бассейнового комитета профсоюза рабочих морского и речного флота (Баскомфлота) ЧРП по безопасности плавания завоевал в 1977 г. 1-е место и получил почетную грамоту. А среди крылатого флота Волги в том же году завоевал первое место Метеор-99 ЧРП (капитан И.И. Лотырев).
В навигацию 1978 г. ЧРП переработал гравия больше 1 млн. Коллектив порта по объему переработки среди всех крупных портов СССР стоял на 6 месте, что было неплохим показателем. В 1978 г. ЧРП получил грузовое судно Волгарь-17.
ЧРП неоднократно награждался грамотами. По решению Волжского речного пароходства и бассейнового комитета профсоюза рабочих морского и речного флота (Баскомфлота) ЧРП по безопасности плавания завоевал в 1977 г. 1-е место и получил почетную грамоту. А среди крылатого флота Волги в том же году завоевал первое место Метеор-99 ЧРП (капитан И.И. Лотырев).
В навигацию 1978 г. ЧРП переработал гравия больше 1 млн. Коллектив порта по объему переработки среди всех крупных портов СССР стоял на 6 месте, что было неплохим показателем. В 1978 г. ЧРП получил грузовое судно Волгарь-17.
1976
С 1976 г. по Волге ходил судоходный паром СП-35, принадлежавший ЧРП. С 1986 г. этот паром водил капитан Василий Николаевич Ильин. Скорость СП-35 22 километра в час, зато грузоподъемность — 80 тонн, могла разместить максимум 350 пассажиров. С 1978 г. обслуживал трамвайчики типа МО капитан Федор Петров.
1975
В 1975 г. в коллектив ЧРП влился коллектив управления малых рек Марийской АССР.
В 1975 г. навигационный план был выполнен по всем основным технико-¬экономическим показателям. План по отправлению грузов выполнен по физическим тоннам на 114,3 %, по продукции — на 115 %. Кроме того, было перевезено дополнительно 200 тыс. тонн народнохозяйственных грузов. План переработки строительного материала был выполнен на 115,4%, дополнительно к плану было переработано 570 тыс. тонн груза. План по перевозкам пассажиров ЧРП был выполнен на 100,5 %’’. ЧРП успешно и досрочно выполнял пятилетние планы.
В 1975 г. навигационный план был выполнен по всем основным технико-¬экономическим показателям. План по отправлению грузов выполнен по физическим тоннам на 114,3 %, по продукции — на 115 %. Кроме того, было перевезено дополнительно 200 тыс. тонн народнохозяйственных грузов. План переработки строительного материала был выполнен на 115,4%, дополнительно к плану было переработано 570 тыс. тонн груза. План по перевозкам пассажиров ЧРП был выполнен на 100,5 %’’. ЧРП успешно и досрочно выполнял пятилетние планы.
1974
С появлением судов на подводных крыльях скорость движения по воде возросла до 80 км. в час.
В 1974 г. Чебоксарским речным портом в навигацию 1974 г. было переработано 3,6 млн тонн (строительного материала), т.е. перекрыт уровень пятого года 9-й пятилетки.
В середине 1970-х гг. ЧРП был одним из самых эффективных предприятий республики. В то время коллектив ЧРП ежегодно вносил 1 млн рублей дохода в бюджет ЧАССР, перекрывая при этом свои расходы, что было в 4 раза больше, чем Чебоксарское авиапредприятие и троллейбусное управление вместе взятые.
В 1974 г. Чебоксарским речным портом в навигацию 1974 г. было переработано 3,6 млн тонн (строительного материала), т.е. перекрыт уровень пятого года 9-й пятилетки.
В середине 1970-х гг. ЧРП был одним из самых эффективных предприятий республики. В то время коллектив ЧРП ежегодно вносил 1 млн рублей дохода в бюджет ЧАССР, перекрывая при этом свои расходы, что было в 4 раза больше, чем Чебоксарское авиапредприятие и троллейбусное управление вместе взятые.
1968
С декабря 1968 г. по декабрь 1969 г. отправка грузов по тоннажу была выполнена на 103,7 %, по тонно-километрам на 134,4%, объем погрузочно- разгрузочных работ возрос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 29,7 %. В 1969 г. Чебоксарский речной порт использовал следующие суда: Ракета-163, ВТП-7, ОМ-127, СП-40, РБТ-163, МО-16, МО-41, МО-116, ПТ-165, РТ- 227, Нейтрино, СП-7, М-107, ВТ-25, М-108.
1967
С сентября 1967 г. но декабрь 1968 г. навигационный план но отправлению грузов был выполнен на 104,5 %, на переработке грузов на 113 %, по отправлению пассажиров на 101% .
В сентябре 1967 г. Чебоксарская пристань получила новое скоростное судно — «Ракета 163-м». В вождении этого судна участвовал с 1968 г. Валерий Петрович Федоров, сначала как помощник механика, а с 1976 г. работал капитаном-механиком на «Метеоре-121».
В сентябре 1967 г. Чебоксарская пристань получила новое скоростное судно — «Ракета 163-м». В вождении этого судна участвовал с 1968 г. Валерий Петрович Федоров, сначала как помощник механика, а с 1976 г. работал капитаном-механиком на «Метеоре-121».
1958
В 1958 г. пристань Чебоксары переработала 378 тыс. тонн различных грузов, что было почти в 7 раз больше, чем в 1929
1938
В 1938 г. в распоряжении Чебоксарской пристани имелись два трамвая, три газохода и десятки барж. Но по части пассажирских перевозок пристань работала неудовлетворительно. Например, газоходы простаивали из-за отсутствия горючего и смазочного материалов, которыми Чувашское отделение Главнефти своевременно не обеспечивало пристань. А трамвай «ЦИК Чувашии» часто подвергался ремонту.
Чебоксарская пристань в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны пристань занималась обеспечением эвакуации людей и оборудования, а также служила перевалочным центром. Несмотря на трудности первого периода войны, пристань Чебоксары закончила навигацию с хорошими показателями по приемке и отправлению грузов, выполнив план на 101,4%.
Два катера речного флота столицы Чувашии «15 лет Чувашской АССР» и «ЦИК Чувашии» были мобилизованы на фронт и не вернулись со Сталинградской битвы.
Из блокадного Ленинграда было эвакуировано речным путем в Чебоксары более 100 детей из трех детских домов Ленинграда: детского дома № 73 Невского района, № 9 и № 43 Выборгского района.
Чебоксарская пристань с 1945 по 1967 г.
В послевоенный период Чебоксарская пристань пополнилась высокопроизводительными погрузочно-разгрузочными механизмами. За пятилетие после войны пристань Чебоксары увеличила грузооборот в 8 раз, а перевозку пассажиров в 20 раз. Из Чебоксар были организованы линии в Казань, Ильинку и Мариинский Посад.
В середине 1950-х гг. на Чебоксарской пристани имелся единственный дебаркадер — вокзал М 113. На нем были сосредоточены все грузовые операции н пассажирские перевозки. Здесь же производилась выгрузка грузов.
Чебоксарская пристань в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны пристань занималась обеспечением эвакуации людей и оборудования, а также служила перевалочным центром. Несмотря на трудности первого периода войны, пристань Чебоксары закончила навигацию с хорошими показателями по приемке и отправлению грузов, выполнив план на 101,4%.
Два катера речного флота столицы Чувашии «15 лет Чувашской АССР» и «ЦИК Чувашии» были мобилизованы на фронт и не вернулись со Сталинградской битвы.
Из блокадного Ленинграда было эвакуировано речным путем в Чебоксары более 100 детей из трех детских домов Ленинграда: детского дома № 73 Невского района, № 9 и № 43 Выборгского района.
Чебоксарская пристань с 1945 по 1967 г.
В послевоенный период Чебоксарская пристань пополнилась высокопроизводительными погрузочно-разгрузочными механизмами. За пятилетие после войны пристань Чебоксары увеличила грузооборот в 8 раз, а перевозку пассажиров в 20 раз. Из Чебоксар были организованы линии в Казань, Ильинку и Мариинский Посад.
В середине 1950-х гг. на Чебоксарской пристани имелся единственный дебаркадер — вокзал М 113. На нем были сосредоточены все грузовые операции н пассажирские перевозки. Здесь же производилась выгрузка грузов.
1935
В 1935 г. штат рабочих и служащих Чебоксарской пристани состоял уже из 55 человек. В это время пристань имела плавучий речной вокзал, на котором находились буфет-ресторан, киоск, почта-телеграф, справочное бюро, каюта матери и ребенка. В день пристань обслуживала по 10-12 пароходов.
1930
В 1930 г. работу Чебоксарской пристани контролировало Чебоксарское агентство ВГРП. Штат сотрудников Чебоксарского агентства ВГРП был очень небольшим. Так, например, в 1930 г. в навигационное время он состоял из команды в 13 человек, а в зимнее время — 4 человек. Кроме того, при пристани была артель грузчиков из транспортных рабочих, состоявшая из 25 человек. Но их труд был плохо механизирован, транспорт на пристани не использовался.
С каждым годом пассажиро-грузообороты росли. В 1929 г. в Чебоксарскую пристань прибыло 57777 человек, в следующем году почти в два раза больше — 115001 человек. Через пристань в 1929 г. было отправлено 64427 человек, а в следующем году тоже почти в два раза больше – 126 540 человек.
В середине 1930-х гг. все же имелись недостатки в работе Чебоксарской пристани, которые тормозили ее работу. Так, в 1935 г. транспортно-финансовый план Чебоксарской пристани выполнялся только на 80 %.
Интересным эпизодом истории. Чебоксарской пристани стало открытие в 1930 году первой в СССР глиссерной линии Нижний Новгород — Чебоксары. Путь от Нижнего Новгорода до Чебоксар глиссеры проделывали со средней скоростью от 40 до 53 км в час. Специально для этого открыли глиссерную станцию в Чебоксарах. Несмотря на удачный опыт технической проверки глиссеров на маршруте, их востребованность оказалась невысокой. Содержание трех глиссеров, обеспечивающих регулярное сообщение между столицами двух волжских регионов, на деле стало существенно дороже получаемой прибыли от пассажирских перевозок. Поэтому акценты в организации пассажирского и грузового обслуживания населения неумолимо смещались в сторону автотранспорта.
С каждым годом пассажиро-грузообороты росли. В 1929 г. в Чебоксарскую пристань прибыло 57777 человек, в следующем году почти в два раза больше — 115001 человек. Через пристань в 1929 г. было отправлено 64427 человек, а в следующем году тоже почти в два раза больше – 126 540 человек.
В середине 1930-х гг. все же имелись недостатки в работе Чебоксарской пристани, которые тормозили ее работу. Так, в 1935 г. транспортно-финансовый план Чебоксарской пристани выполнялся только на 80 %.
Интересным эпизодом истории. Чебоксарской пристани стало открытие в 1930 году первой в СССР глиссерной линии Нижний Новгород — Чебоксары. Путь от Нижнего Новгорода до Чебоксар глиссеры проделывали со средней скоростью от 40 до 53 км в час. Специально для этого открыли глиссерную станцию в Чебоксарах. Несмотря на удачный опыт технической проверки глиссеров на маршруте, их востребованность оказалась невысокой. Содержание трех глиссеров, обеспечивающих регулярное сообщение между столицами двух волжских регионов, на деле стало существенно дороже получаемой прибыли от пассажирских перевозок. Поэтому акценты в организации пассажирского и грузового обслуживания населения неумолимо смещались в сторону автотранспорта.
1920
В целом для 1920-1930-е гг. было характерна административная чехарда и частая смена управления пристанями. Так, например, в 1929 г. линейные пристани по Волге, в т.ч.Чебоксарская, находились в ведении Казанской конторы, а в 1930 г. — в ведении Козьмодемьянского эксплуатационного участка, а в 1931 г. — в ведении Казанского районного управления Волжского государственного речного пароходства (далее в тексте — ВГРП), чуть позже — в Управлении Верхне-Волжского пароходства
1917
В начале XX в., после Октябрьской революции 1917 г. количество пристаней сократилось. Иногда на плаву стоял один, в лучшем случае два-три дебаркадера.
1877
В навигацию 1877 г. на Чебоксарской пристани А.П. Астраханцевым было подготовлено для отправки в крупные зерноперерабатывающие центры России 29,9 тыс. кулей разного рода хлеба (23,2% всего подготовленного в городе к отправке хлеба), М.Е. Ефремовым -48,5 тыс. кулей (37,6%).
В дореволюционное время в Чебоксарах насчитывалось семь пристаней: Каменская, «Кавказ и Меркурий», «Самолёт», общество «Русь», Савинская, Кашинская, Любимовская.
В дореволюционное время в Чебоксарах насчитывалось семь пристаней: Каменская, «Кавказ и Меркурий», «Самолёт», общество «Русь», Савинская, Кашинская, Любимовская.