Караванный капитан
Караванный капитан Чебоксарского речного порта Анатолий Козлов всегда хотел работать на реке. Еще в детстве его вдохновлял пример старших ребят, которые поступали в профильные училища – в Горький, Куйбышев, Балаково. Все они были в форме – а это выправка, мужественность, характер! Недаром есть такое выражение «честь мундира». «И я могу надеть такую же!» – так мечты стали планами.
Что такое дружный коллектив, Анатолий Николаевич понял еще в школе. Он очень любил патриотическую игру «Зарница» - единый дух, взаимовыручка, личный вклад в достижение общей цели. А форма – символ причастности к команде. Увидев объявление о наборе в Горьковское речное училище имени И.П. Кулибина (ГРУ), 16-летний уроженец поселка Липовка Ибресинского района сел в Буинске на поезд и отправился навстречу знаниям.
Первую водную практику студент прошел на Москве-реке, а вторую - в городе Петрокрепость Ленинградской области. Знаменитое место! Известный Шлиссельбург с крепостью Орешек, которой уже семь веков. Добраться до нее можно только по воде. В Петрокрепость Анатолий Козлов возвратился после окончания ГРУ в 1977 году - уже по направлению, на свою первую работу. Служил третьим помощником командира, был механиком земснаряда «Северо-западный 226».
Финский залив, Нева, Ладога… Северные красоты не заменили родного края, тянуло на малую родину. В Чебоксары вернулся в 1983 году. Устроился в Новочебоксарск в СУ «Гидромеханизация» старшим механиком, на земснаряде добывал со дна реки песок. А потом в Чебоксарский порт прибыл новенький «Метеор-195». На белоснежный красавец Анатолий Козлов пошел рядовым – рулевым-мотористом.
«Помню, держим курс на Тольятти, и вдруг сообщение: Козлову - обратно. С Ульяновска я развернулся. На причале меня встретил сам Кир Валентинович Пасынков, первый начальник Чебоксарского речного порта. О своем назначении диспетчером пассажирских перевозок я узнал от него лично. Это показатель отношения - внимание не ко всем, а к каждому», - подчеркнул Анатолий Николаевич.
Сорок с лишним лет он трудился в порту на разных должностях. Был руководителем новочебоксарской пристани, начальником речного вокзала в Чебоксарах, с 2012 года до пенсии - заместителем генерального директора по производству. В 90-е довелось работать и в новом отделе маркетинга. Сложное было время. Дорожало топливо, разрывались производственные связи, в разы упала добыча песка. Почти замерли грузовые перевозки по республике - стали осваивать транзитные маршруты за ее пределами.
«Офисная контора находилась тогда по улице К. Иванова, 17. Там с торца открыли своими силами магазин. Часть зарплаты люди получали деньгами, а в магазин приходили за продуктами, которые выдавались по специальной ведомости. Что и откуда мы только не доставляли - молоко, колбасу, сыр, холодильники, - поделился собеседник. - Благодаря в том числе и этой мере удалось сохранить коллектив».
На любом предприятии главное – это грамотные кадры, их нужно беречь. Когда-то по своей инициативе Анатолий Николаевич создал первую целевую группу заочников для учебы в Горьком. Связались с речным училищем, централизованно отправили туда документы, чтобы каждый не ездил. Около двадцати человек стали специалистами, многие до сих пор в строю. К слову, два брата Анатолия Козлова тоже связали свою жизнь с флотом. Один из них, Александр Николаевич, работает в Чебоксарах механиком на теплоходе «Чувашия».
Теплых воспоминаний, связанных с Волгой, много. Шустрые речные трамвайчики, скользящие по водной глади, суперпопулярная переправа – чтобы попасть на паром, очередь занимали с вечера. Чебоксарцы ехали в Заволжье на пляж, по грибы и ягоды, кто-то вместе со своей машиной. По реке в 80-е годы летало немало судов на подводных крыльях – к порту были приписаны две «Ракеты», две «Кометы», 8 «Метеоров».
Ярким событием стало открытие нового комплекса зданий Чебоксарского речного порта в июле 2006-го. Первым к обновленной гавани пришвартовался теплоход «Иван Кулибин». Его приветствовали торжественными залпами. При старинной пушке был и знаток оружейного дела - стрелец в нарядном кафтане.
«С тех пор круизные лайнеры стали к нам заглядывать куда чаще», - улыбнулся Анатолий Козлов.
А в 2022 году празднично, с музыкой отправили в рейс до Казани первый скоростной «Валдай-45Р». Таких в порту три - крылатый флот возрождается. Анатолий Николаевич рад каждому успеху родного предприятия.
Сегодня под бдительным оком караванного капитана – затон Чебоксарского залива. Суда готовятся к зимовке. Нужно обеспечить им все условия – от хранения до ремонта. А еще Анатолий Козлов возглавляет первичную профсоюзную организацию Чебоксарского речного порта. Он по-прежнему убежден: без актива нет коллектива.
На фото:
- председатель Волжского баскомфлота ПРВТ (профсоюз работников водного транспорта РФ) Сергей Косинов и Анатолий Козлов;
- награждение членов профсоюза;
- Анатолий Козлов едет на работу вместе со всеми в служебном автобусе;
- теплоход «Иван Кулибин» встречают у преобразившейся речной гавани.
#РечпортвЛицах
Фотогалерея
1/6
—
