«Вам какие суда больше нравилось водить?» - поинтересовались мы у Виталия Пчелина. «Лучше быть пассажиром», - отшутился он. И тут же серьезно добавил: «Работа на реке – это огромная ответственность».
Виталий Игоревич пришел в Чебоксарский речной порт осенью 1970 года после армии и проработал там 37 лет. Весомый трудовой стаж пополнил общую семейную летопись – в его роду сложилась целая трудовая династия. Родился Виталий Пчелин в Татарстане. Отчий дом в Верхнем Услоне стоит до сих пор – прямо на берегу, на волжских просторах. Сейчас это часть Казани - на другой стороне Волги.
«Мой дед Иван Иванович Токарев служил лоцманом на пароходе всю жизнь, ходил по Волге еще во времена царской России, - рассказывает Виталий Пчелин. – Грузился на Ветлуге, водил деревянные баржи от Казани до Астрахани – их еще гусинами называли. Возил дрова и готовые срубы».
Отец Виталия Пчелина, Игорь Валерьянович, работал в Чебоксарском речном порту капитаном парома. У переправы до полуночи стояли очереди, реку пересекали тяжелые, груженные лесом машины. В то время дома строили деревянные – разделочные лесопилки располагались по всей Волге.
«В Чебоксарскую гавань мой отец пришел 1968-м, вместе Киром Пасынковым, первым начальником речпорта. Вслед за получившим новое назначение руководителем в Чебоксары ушло немало кадров. Кира Валентиновича я тоже знал еще по Казани – это был лидер, отличный организатор. Он трудился в грузовом районе, а я в пассажирском агентстве», -
вспоминает Виталий Пчелин. Это был строгий начальник, пьяного увидит – не поздоровится. Но при нем все работало, как часы. И кадровую работу вели, и жилье давали. В династии есть и речники, и моряки – в общей сложности, лет семьсот точно наберется. Мама Виталия Пчелина, Валентина Ивановна, работала диспетчером в порту - и в Казани, и Чебоксарах. Даже дед переехал в Чувашию. А двоюродная сестра отца Нина Викторовна Карасева служила первым помощником капитана на теплоходе «Спартак» в Горьковском пароходстве (позже трудилась диспетчером в Чебоксарском речпорту). Свою жизнь с водными специальностями связали двоюродные дядья по отцу Владимир и Виталий Карасевы и их дети – например, Геннадий Карасев, сын дяди Вити, был капитаном в Козьмодемьянске. Всех сразу и не перечислить.
Сам Виталий Игоревич поступил в Казанский речной техникум, продолжил и завершил учебу в Горьковском речном училище. Стал техником-судоводителем. В 17 лет устроился в Казани на свой первый теплоход ОМ-452 мотористом.
«Отец взял меня под расписку, под свою ответственность. Так что у меня был отличный наставник», - рассказывает ветеран речного флота.
В Чебоксарском порту Виталий Пчелин начинал на «Ракете-206» рулевым-мотористом, позже получил диплом капитана-механика и водил уже в этом ранге местные суда. А их в его послужном списке немало – и пассажирских, и грузовых. Вместительные «Омики», стремительные «Метеоры», земснаряд, гидроперегружатели различных модификаций. На РБТ-163 ходил на Ветлугу - сопровождал плоты при сплаве леса. Много было водного транспорта в порту. «Омики» галантно пропускали другие суда, пересекаясь с ними маршрутами. По осени вереницы барж везли горох, зерно, помидоры, арбузы. А с наступлением холодов речной флот дружно уходил на зимовку в заволжский затон. Располагался он на левом берегу - напротив Чебоксар. Его еще называли Милютинским озером.
«В период между навигациями шел судоремонт, мы напрямую в этот затон ходили – через замерзшую Волгу, по вешкам-указателям. А в половодье и вовсе жили там на судах», - делится воспоминаниями Виталий Пчелин.
Домочадцы догадывались, что глава семейства был дома, по аромату жареной рыбки или наваристой ухи. Наловил, принес, приготовил. Старая, узкая Волга не цвела, как сейчас - течение было хорошее. И рыбы больше водилось. Раньше суда выходили на воду сразу, как только сойдет лед - еще в апреле. Великая река была куда активнее.
«Как потомственный речник я хочу, чтобы Волга снова стала оживленной, подвижной и энергичной. Без работы она чувствует себя хуже, как и человек», - говорит Виталий Пчелин.
