Итоги навигации 2024 года, а также вопросы развития туризма и индустрии гостеприимства обсудили 28 октября в Чебоксарском речном порту руководители туркомпаний, эксперты отрасли, представители органов власти и общественных структур. О значимости темы свидетельствовал сам факт участия в мероприятии вице-премьера Чувашии Дмитрия Краснова, который находился в отпуске.
В мероприятии также приняли участие заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Юрий Арлашкин, руководитель Агентства по развитию туризма и индустрии гостеприимства Чувашской Республики» Минэкономразвития ЧР Ольга Седых, начальник управления культуры и развития туризма Администрации г. Чебоксары Людмила Маркова.
Со стороны гражданского общества выступила председатель Общественного совета при Главе Чувашской Республики Наталия Партасова. В диалоге наряду с экспертами туриндустрии участвовали и ведущие журналисты республики. Видеообращение к участникам совещания направила депутат Госдумы, член комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Алла Салаева.
Фото: Медиацентр "Чебоксарские новости"
Предваряло обсуждение выступление председателя Совета директоров ОА «Чебоксарский речной порт» Владимира Тимофеева, который представил новую архитектурную концепцию Речного бульвара, предполагающую удлинение причальной стенки порта с созданием многоуровневого ландшафтного парка, который будет соединяться с Красной площадью через туннель. Он напомнил, что 1 октября на совместном заседании градостроительных советов мэрии Чебоксар и Минстроя республики проект был одобрен, и очень важно услышать экспертное мнение представителей туристической сферы, отраслевых общественных объединений, жителей столицы.
Глава Минэкономразвития признался, что не мог отказаться от участия в важном мероприятии, поэтому «в свой отпуск он здесь». В рекордных цифрах роста судоходов и пассажиропотока наступают стоп-факторы, которые не позволяют развиваться дальше, и хорошо, что команда речпорта мыслит стратегически и работает на перспективу, разрабатывая проект совершенствования портовой инфраструктуры. Дмитрий Краснов отметил, что в настоящее время министерство завершает работу над Стратегией развития туризма до 2035 года, которая станет частью Стратегии социально-экономического развития Чувашии, где будут выделены приоритетные проекты для реализации. Проект Чебоксарского речпорта как раз из таких.
Дмитрий Краснов заявил, что в течение шести лет можно воплотить этот проект в жизнь, что станет серьёзным вкладом в инфраструктуру, в отрасль и в целом в развитие города Чебоксары и республики. «Безусловно, надо создать новую точку роста для реализации дальнейших идей, проектов», - сказал Краснов. До 2030-го года у нас будет серьёзное преображение портовой и причальной инфраструктуры, доля туротрасли в ВРП должна составить 4%, и мы будем к этой цифре идти, отметил вице-премьер.
Владимир Тимофеев рассказал, как рождался проект. Он признался, что 20 лет назад, когда речпорт только строился, и в мыслях не было «что при этой жизни» встанет вопрос его реконструкции или удлинения причалов. Но даже итоги этой навигации наводят на невесёлые размышления.
Главный итог навигации – неуклонный рост туристических судозаходов и пассажиропотока, отметил в своём выступлении генеральный директор АО «Чебоксарский речной порт» Ванифатий Шайкин. В этот сезон в Чебоксарах пришвартовалось 728 теплоходов (в прошлом году - 653), на котором находился 102991 (в прошлом году – 89765) пассажир. Рост судозаходов за год составил 10%, пассажиропоток увеличился на 13%. В 2020 году судозаходов было в 3,4 раза меньше, а пассажиров - почти в 4 раза меньше. Досадным штрихом в оптимистичной картине является то, что 85 теплоходов не смогли причалить, поскольку одновременно порт способен принять только шесть судов. То есть Чебоксары «потеряли» часть туристов.
«В этом году мы приняли 728 судов. Мало это или много, - воздержался от оценки Шайкин, - но должен сказать, это не столько наша заслуга, это прежде всего заслуга наших турагентств, которые занимаются приёмом судов». Глава речпорта поблагодарил в первую очередь руководителей компаний, которые работают на рынке туруслуг более 25 лет – Людмилу Пронюхину («Мир экскурсий») и Ларису Самойленко («Чебоксарское бюро путешествий и экскурсий»).
С круизными туристами в Чебоксарах работают четыре компании, самая крупная из них – «Мир экскурсий», на долю которой пришёлся 201 теплоход из 530 с экскурсионным обслуживанием. При этом темпы роста продемонстрировала единственная туркомпания - Агентство уникальных путешествий «Городские легенды», за год на треть нарастившая свой «круизный портфель» (до 135 теплоходов), хотя только два года осваивает тему речного туризма. За это время количество предлагаемых туристских продуктов и привлекаемых экскурсоводов тоже увеличилось на треть.
Следует иметь в виду, что в статистике судозаходов также учитываются осуществляющие без экскурсионного обслуживания туркомпаний межрегиональные рейсы «Метеоров» и «Валдаев», идущие транзитом через Чебоксары, их число за год выросло в пять раз – с 22-х до 101. Ожидается, что в навигации 2025 года скоростные суда пойдут в Чебоксары не только из Нижнего Новгорода, но и из Казани.
Развитие водотранспортной системы России, рост судоходства и туристического потока ставит вопрос о необходимости совершенствования инфраструктуры речного порта и причалов в Чебоксарах и республике. Реальность такова, что пропускная способность порта уже сегодня не удовлетворяет спросу. Судя по итогам навигации этого года, каждый девятый теплоход не смог причалить в чувашской столице именно по этой причине.
Заместитель главы Минтранса Чувашии Юрий Арлашкин отметил, что в последние годы развитие внутреннего водного транспорта получило новое дыхание, что связано в том числе со внешними факторами. Внутренний туризм растёт, грузовые перевозки тоже.
«Федеральный центр стал уделять очень большое внимание развитию водного транспорта. В прошлом году была создана Комиссия по развитию скоростных речных перевозок и в первую очередь остановились как раз на наших трёх субъектах - это Нижегородская область, Чувашия и Татарстан», - сказал замминистра, отметив показатели работы скоростных судов, а также рост заходов круизных лайнеров.
Он напомнил, что в 2021 году благодаря федеральной поддержке республика приобрела три «Валдая» и третий год субсидирует пассажирские перевозки, чтобы у людей была возможность пользоваться водным транспортом.
В Минтрансе Чувашии согласны с тем, что необходимо удлинять причальную стенку. «Главные речные ворота нашей столицы и республики должны развиваться и притягивать ещё больше туристов. Это даст дополнительные рабочие места и дополнительные финансовые доходы нашим организациям и бюджету», - отметил он.
Заместитель главы Минтранса сообщил, что в соответствии с указом Президента сейчас формируется новый национальный проект —эффективная транспортная система, одна из задач нацпроекта - создание единой опорной сети внутренних водных путей, что подразумевает в том числе и развитие причальной инфраструктуры речных портов. Основное условие – государственно-частное партнёрство, поэтому инициативу Чебоксарского речпорта министерство поддерживает.
«Проект нужный. Речпорт молодец, динамично развивается. Поэтому рады поддерживать. Я думаю не только Минтранс, но и правительство республики, и глава Чувашской Республики. Олег Алексеевич Николаев всегда говорил, что с Чебоксарским речным фортом надо выстраивать наши отношения на государственно-частном партнерстве», - резюмировал Юрий Арлашкин.
На совещании отмечалось, что в связи со сложившимися тенденциями роста речных пассажирских перевозок, развития внутреннего туризма в целом, вклад туристической отрасли в экономику республики будет только расти. Чувашия обладает значительным потенциалом для развития туризма, в том числе круизного, а Чебоксары неоднократно подтверждали статус одного из самых благоустроенных городов России: в 2001 году – победитель Всероссийского конкурса, обладатель 1-й премии, в 2012 году – 2-й. В 2020-е годы проведена масштабная реконструкция Красной площади, набережной Чебоксарского залива и Волги, в результате чего новой точкой притяжения чебоксарцев и гостей стала Московская набережная.
То есть столице Чувашии, которую многие считают «жемчужиной Поволжья», есть что показать. Но достаточно ли этого для искушённого туриста? Удовлетворяют ли имеющиеся туристские продукты современного путешественника? Какой событийный календарь сегодня предлагается – и не только туристу, но и жителям республики?
Участники совещания рассмотрели предложенный речпортом календарь событий на 2025 год и пришли к выводу о необходимости наладить межведомственное взаимодействие для создания единого событийного календаря и подключить к обсуждению «креативный класс». Например, уже сейчас на Речном бульваре есть «литературная лестница», оформленная как корешки книг, чтобы проводить там открытые конкурсы или устраивать публичные чтения с выставкой-продажей книг. Или муниципальным библиотекам проводить презентации, таким образом привлекая жителей и гостей города, особенно молодёжь, в эпоху «цифры» забывающих про библиотеки.
Начальник Управления культуры и развития туризма столичной мэрии Людмила Маркова поддержала решение о едином календаре, «чтобы понимать кто, когда и что делает». Календарь работает, заверила Маркова, и рассказала об эксперименте во время выставки «Россия» на ВДНХ в Москве, когда они вручали флайеры с приглашением на фестиваль «Зелёное золото». Так обладатели флайеров оказались в Чебоксарах.
«И у нас действительно есть реестр, где обозначается, кто откуда приехал. И нас это немножко и удивило, и порадовало , потому что флайеры позиционировались как бесплатный билет. Но, тем не менее, это лишняя реклама, и нам она, собственно, не помешала. Поэтому события на календаре, флайеры, приглашения - это всё работает», - уверена Маркова.
Остановилась она на работе туристско-информационного центра (ТИЦ), куда обращаются так называемые «самозанятые туристы», оказавшиеся без экскурсионного сопровождения. Руководители речпорта заявили, что первыми, кто должен будет занять площади в новом многофункциональном комплекс зданий и сооружений для приёма и обслуживания пассажиров речного транспорта "Речной Бульвар"– это ТИЦ, «визит-центр».
Чебоксары на пути к воплощению идеи создания полноценной безбарьерной пешеходной среды в исторической части города. По словам Марковой, концепция дальнейшего развития этого пространства и объединения ключевых точек - Московской набережной, Казанской набережной, самого речного порта, Красной площади правильно с точки зрения создания постоянных пешеходных маршрутов.
Собравшиеся отмечали, что даже в самые непростые годы небогатая, дотационная Чувашия уделяла внимание созданию своего образа и прежде всего столицы. Почти тридцать лет назад первый президент Чувашии начинал проект возрождения исторической части Чебоксар, утраченной в результате затопления при строительстве ГЭС. Так появились «Дорога к храму», речной порт для захода глубоководных судов, благоустроенный Чебоксарский залив. И каждый руководитель республики и города старался внести свой вклад в развитие этого знакового общественного пространства.
В этом году, в 555-летие столицы, очередной этап обновления произошёл на территории Чебоксарского речного порта: преобразился Речной бульвар, получивший главную награду городского конкурса «Общественное признание». Обустроена пешеходная тропа, ведущая от причалов до «Города мастеров», построено транспортное кольцо и развязка с ландшафтным оформлением, появилась «литературная лестница», где каждая из 35 ступеней напоминает корешок книги знаменитых чувашских писателей. На 110 метров причальной стенки появилось граффити, которое погружает в историю Чебоксар с самого его основания. Изображения известных людей гармонично обрамлены чувашскими рунами.
Председатель Общественного совета при главе Чувашии Наталия Партасова, отмечая амбициозный проект речпорта, высказалась по поводу недоверия скептиков: «Потянут ли?». Она вспомнила время, время, когда Чебоксарский залив и порт существовал только как идея (прим.: Наталия Партасова с 1996 по 2001 гг. – первый вице-мэр г. Чебоксары, с 2001 по 2002 гг. – первый заместитель председателя Кабинета Министров Чувашии, в 2002-2004 гг. – премьер республики). Как собрали, сказали: делаем. Да, было непросто. Но получилось же, вспоминает она центр города начала 2000-х с грузовым причалом.
«И все тогда тоже не верили, когда был представлен проект, все не верили, что вообще это возможно. Все говорили, что не может быть, что это слишком дорого. Потому что всегда считают, сколько средств в бюджете, сколько средств у инвестора и так далее. Получилось же, получилось, да? Непросто всё было», - подчеркнула Партасова.
Она уверена, что пришло время менять облик речных водных ворот Чебоксар, и «этот интересный проект, конечно, обязательно будет осуществлён, потому что это уже нужно». Полумиллионным Чебоксарам, конечно, не угнаться за туристической Казанью, но надо стремиться, чтобы набережные залива и Волги работали круглогодично, а не только летом, в период навигации или в дни массовых праздников. Вся инфраструктура прежде всего работает на жителей города и республики, и она останется на долгие годы, отметила Партасова.
Собравшиеся были единодушны в том, что новый «футуристический проект» нового образа речпорта должен украсить столицу, предложения касались только того, как наилучшим образом разместить все необходимые для человека сервисы – и речь не только о жизненно необходимых, но и досуговых, культурных, образовательных. Прозвучала идея вернуть речному вокзалу первоначальный смысл vauxhall - вокзальный зал, где бы проводились концерты, фестивали. На это Владимир Тимофеев заметил, что сложно придумать что-то новое, уже хорошо, чтобы суметь перенять уже воплощённое и успешно работающее, как, например, московское «Зарядье».
Небольшая дискуссия развернулась только вокруг строительства причалов в малых городах Чувашии – Мариинском Посаде и Козловке. Стоит ли распылять ресурсы вместо того, чтобы сосредоточиться исключительно на Чебоксарах, понимая, что до Козловки и Марпосада можно доехать на автобусе, революции в туризме они не сделают и проекты никогда не окупятся? Министр Дмитрий Краснов отметил, что Москва рассматривает сегодня туризм не в отдельно взятых локациях, а выделяет макротерритории. В «Большую Волгу» входят 13 регионов, Чувашия в том числе. Помимо Чебоксар, в мастер-план включили и другие локации.
«Все объекты, все регионы, все локации по Волге, которые включатся в эту программу, они будут иметь дополнительное преимущество при распределении федерального финансирования по разным отраслевым программам», - сказал Краснов. Что касается развития портовой инфраструктуры в Чебоксарах, то правительство сможет привлечь ресурсы, заверил вице-премьер.
У жителей малых городов тоже есть амбиции, а власть должна создавать точки роста и комфортную среду проживания и пребывания. С этим согласились все.
Читайте также: "Реконструкция Чебоксарского речного порта позволит вдвое увеличить поток туристов"
"Какой будет ночная панорама Чебоксар"
"Чебоксарский речной порт нацелен принимать еще больше теплоходов после реконструкции"